САИПРЕСС

 

 

Бхагаван Говорит

 

Смерть Шишупалы

 

                Вот ещё один пример, который показывает Миролюбивую Натуру Кришны. Однажды Пандавы, созвав Ассамблею, готовились с особым почетом приветствовать того, кто более других был этого достоин. Закончив все приготовления, они собирались отдать дань уважения Кришне как общепризнанному Главе собрания. И Бхишма, и Дрона, и другие участники Ассамблеи также посчитали, что эта честь должна быть оказана Кришне. И тогда Дхармараджа направился к Кришне, чтобы чествовать Его. Но в этот момент сидящий здесь же Шишупала стал на все лады порочить Кришну. Поток грубых слов распространился по всему залу. Его обвинения были настолько неуместны и безответственны, что присутствующие на Ассамблее не могли их вынести. Однако на Кришну эти тирады нисколько не подействовали, и Он стоял и улыбался. Шишупалу уже нельзя было остановить, он вскочил с места и прокричал: «За какие это великие дела Тебя собираются чествовать?! Уж не за то ли, что ты украл одежду Гопи, когда они купались? Уж не за то ли, что ты стянул масло у пастухов?» Тут он подошёл к Бхишме и потребовал, чтобы тот прекратил расхваливать Кришну. Бхишма начал было что-то возражать, но Шишупала прервал его: « Не будь самонадеянным и закрой свой рот» . При таком опасном обороте дел все пришли в сильное смятение, боясь, как бы не произошло серьёзной стычки, но Кришна оставался совершенно невозмутимым. Ни волнения, ни ненависти, ни страха не выражало Его Лицо, на котором сияла Безмятежная Улыбка. Он рассматривал всё происходящее как проявление невежества Шишупалы. Арджуна и Бхима страшно разгневались, но Кришна, заметив это, сделал им знак успокоиться и умерить свой пыл. В это время почтённый старец Шантану, отец Бхишмы, поднялся и сказал, что единственным достойным почестей является Кришна, и что Шишупала пришёл в такое возбуждение из ревности, испытываемой им к Кришне ещё со времени свадьбы с Рукмини. Пусть Шишупала укажет, кто на Ассамблее более достоин почестей, чем Кришна. Кришна давно затмил собою всех великих царей, присутствующих здесь. Если говорить о добрых качествах, никто не обладает ими в той же мере, что и Кришна. Если говорить о Знании Вед или Шастр, или о шестидесяти четырёх различных видах искусств, никто не знает их лучше Кришны. Если говорить о Практике Дхармы, Кришна является самим Её Воплощением. Если говорить о Самоотверженности в Служении людям, Кришна и здесь стоит на самой большой высоте. Если говорить о Преме, или Любви, то сама кровь, текущая в жилах Кришны, насыщена Любовью. Кришна, обладатель всех этих Добрых Качеств, единственный на Ассамблее, кто достоин почестей. И Шантану вновь бросил вызов Шишупале: пусть тот назовёт человека более достойного! С этим согласились все цари, сидящие на Ассамблее, а также Дрона и Бхишма. Шишупала, пришедший в сильное возбуждение, стал вести себя, как безумный, как ведут себя все люди, чей конец близок. Его речь стала бессвязной, он вызвал Кришну на поединок и схватил его за руку. Но даже и тогда Кришна оставался невозмутимым и продолжал улыбаться. Поведение Шишупалы становилось все более и более непредсказуемым. Видя это, Арджуна приблизился к Кришне, но Он сказал, чтобы тот не волновался и не реагировал на слова Шишупалы, поскольку здесь Ассамблея, а не поле битвы, а то, что говорит Шишупала, никак не может их унизить. Если же мы прочтём в современных книгах описание этого события, мы узнаем, что Кришна пришёл в ярость, метнул свой диск в голову Шишупалы и убил его. Это неправда. В действительности большинство присутствовавших на Ассамблее были поражены миролюбием Кришны и Его умением владеть собой. Идеальный пример миру являет собой невозмутимое поведение Кришны как человека в этих особых обстоятельствах.

«Летние Розы на голубых горах» , Глава 5, «Кришна всегда выступал Защитником мира и никогда не разжигал войны».

 

                Такие злые люди, как Шишулала и Дантавакра, постоянно проклинали Кришну. Однажды в огромном зале Дхармараджи (Юдхиштхира) на собрании высокопоставленных особ и знаменитых людей, возник вопрос о том, кому первому следует преподнести в знак особой чести и уважения Агра Тхамбулам. (Подношение пан супари и листьев бетеля, прелагаемое в Индии после еды.)  Хотя на собрании присутствовало несколько выдающихся личностей, таких как Бхишма, Дрона и т.д., Пандавы решили отдать это почётное первенство исключительно Кришне, который был для них Всем на свете и оставался рядом с ними при любых обстоятельствах, выручая из многих бед. Дхармараджа совершил ритуал омовения Стоп Кришны и преподнёс Ему, как Самому Почётному гостю, это подношение.

                Злобным людям не дано понять скрытое значение и мотивы Благородных поступков других. Следуя лишь своим эгоистическим рассуждениям и слепому соблюдению внешних формальностей, они в своём злословии и критике других движимы завистью и злобой. Именно так поступил в этом случае и ограниченный Шишулала. Он не мог вынести того, что Кришне была оказана эта честь, да ещё в собрании таких известных и важных персон. Прямо в присутствии Великих Учителей, Мудрецов и других гостей высокого ранга злобный Шишулала обрушился на Кришну с оскорблениями и принялся, бесчестить Его, назвав Кришну вором, так как он воровал масло из чужих домов, а также украл у невинных пастушек сари, надругавшись над их скромностью, и дав волю своим шалостям и проказам, предавался с ними развлечениям; следовательно, это просто произвол воздавать такие почести Кришне в присутствии высочайшего собрания. Когда ядовитые оскорбления Шишупалы перешли все границы, Кришна неожиданно бросил в Шишупалу ту самую тарелку, на которой Дхармараджа сделал Ему подношение. Некоторые говорят, что Кришна бросил в него не просто тарелку, а Свой диск Сударшана Чакру. Но это неправильно. Кришна бросил в Шишупалу тарелку и этим броском отрубил ему голову.

                Дхармараджа был чрезвычайно доволен, что злобный и завистливый Шишупала погиб от руки Кришны. Но в следующее мгновение его радость превратилась в крайнее недоумение. Вдруг он почувствовал, будто бы на его голову обрушился страшный вихрь, и был ошарашен тем, что увидел своими глазами: кровь из отрубленной шеи Шишупалы устремилась к Священным Стопам Кришны. Но то, что привело его ещё в большее замешательство, был Дух Шишупалы, который вырвался из его тела, как пламень, устремился к Кришне и погрузился в Него. Поражённый этим удивительным событием, Дхармараджа спросил Нараду, как же так, что конец такого предателя и злостного врага Кришны, как Шишупала, был так славен и великолепен, и его Дух слился с Кришной, о чём могут только мечтать даже самые верные преданные Кришны, полностью вверившие себя Божественной Воле. На это Нарада ответил:  «Поругание или восхваление, оскорбление или поклонение, всё это исходит от тела, а не от Атмы, которая выше двойственностей мира. Только Всеединый Высший Дух (Параматма) обитает во всех живых существах. И тогда, кто оскорбитель, а кто оскорблённый? Кто враг, а кто друг? Все они одно. Кровь, которая была насыщена постоянным поминанием Господа, стала жертвоприношением Ему. Какими бы ни были побуждения чувств ненависть или Любовь, влечение или зависть, эгоизм или Самоотречение, важно постоянно, каждое мгновение помнить Имя Господа ». Шишупала вспоминал имя Кришны чаще, чем многие преданные Ему.

                Некоторые верующие вспоминают Бога только при виде Храмов и Церквей и установленных там изображений и идолов. А Шишупала, из-за своей сильной ненависти к Кришне, всегда и везде, во сне и наяву, держал в памяти Его Образ. И благодаря такому непрекращающемуся ни на одно мгновение Поминанию Кришны, Душа Шишупалы была поглощена Им.

«Летние ливни в Бриндаване 1990 год» Урок 4 [19-20].

 

Другие Высказывания Бхагавана

 

ОМ