САИПРЕСС

 

95

Существует только одна Раса Раса Человечества,
Существует только один Язык
Язык Сердца,
Существует только одна Религия
Религия Любви,
Существует только один Бог и Он Вездесущ.

31 декабря
2008 год.

 

Рассылка САИПРЕСС посвящена Развитию в человеке пяти Общечеловеческих Ценностей:
Истины, Любви, Внутреннего Покоя, Праведного поведения, Ненасилия;
обретению Контроля над чувствами; Развитию Хорошего Характера;
Способы Правильного, Живого питания.

 

Саи Баба


 

Я неустанно жизнь
В стихах Твоих слагаю.
Из Света тело я творю
И знаю,
Что созерцаю каждый миг
Родного Бога,
Что жизнь – есть одного Его дорога!

 

Воспевайте Славу Господа

 

Много лет назад, когда Праведность в нашей стране (Индии – прим. составителей) и все, что связано с понятием Дхармы, переживало упадок, появился Ади Шанкара, который начал распространять Учение о Древней Ведической Дхарме в форме Адвайты (Единство всего сущего, Тождественность Индивидуальной Души и Бога – прим. сост.), или Философии Недвойственности. Кроме того, он основал несколько известных Университетов. Первые признаки упадка Дхармы (Добродетельной жизни – прим. сост.) были замечены еще пять тысяч лет назад, когда Господь Кришна оставил Своё телесное обличье. Уже значительно позднее, в год, именуемый нандана, в весенний месяц ваишакх, на пятый день после полнолуния, который приходился на воскресенье, в предрассветный час, именуемый Брахмамухурта, в деревеньке Калади, что находится в Керале, появился на свет Шанкараачарья. Уже в пять лет он обучился Мантре Гаятри. Благодаря Мантре Гаятри Ади Шанкара к четырнадцати годам постиг все Веды. А изучив Веды, Он преисполнился решимости распространять Духовные знания. Шанкара был Великой личностью: Он посвятил свою жизнь переложению Упанишад (Священные писания – прим. сост.) на более простой язык, чтобы любой мог понять их смысл. Его комментарий к текстам Упанишад известен как Шанкара-бхашья – «Комментарий Шанкары». Всё время, которое было Ему отпущено в этой Его жизни, Он все Свои способности и силы отдал делу распространения Священных Принципов Индийской Культуры. С этой Целью Он неутомимо странствовал по стране. Одно из путешествий привело его в Бенарес. С ним находилось четырнадцать Его самых преданных учеников. Каждый день Он ходил в сопровождении учеников по улицам города и излагал его жителям Своё Философское Учение. Он также посещал дома браминов (членов высшей касты – Священнослужителей – прим. сост.) и наставлял их в Священном Писании. Однажды, идя по улице, он услышал, как некий брамин громко заучивает грамматические правила. Шанкара зашёл в дом брамина и спросил, чего он желает достичь, заучивая грамматику. Брамин ответил, что у него большая семья, которую ему не на что содержать, и он надеется, подучив грамматику, зарабатывать себе на жизнь преподаванием. Тогда Шанкара прочёл ему подобающую проповедь, а в конце сказал, что заучивание грамматики ничуть ему не поможет. Вернувшись затем к себе, Шанкара решил изложить этот свой совет в стихотворной форме.

Смысл стиха, который Шанкара стал тут же распевать вместе с учениками, примерно таков: «Воспой Славу Господу Говинде. Произноси Имя Господа Говинды, о непросвещенный (мудхамати – прим. сост.)! Постоянно произноси имя Его. Ибо ты не сможешь сделать это, когда смерть глянет тебе в лицо. Сколь много ни повторяй грамматические правила – это тебя не спасет».

В подражание своему Великому Наставнику каждый из четырнадцати учеников тоже сочинил стих. Тогда и сам Шанкара, весьма довольный способностями своих учеников, сочинил ещё двенадцать восьмистиший, известных как «Двадаша манджари» – «Соцветие из двенадцати [стихов]». Далее Он подумал и решил, что за обучением и наставлением должно следовать Благословение. Исходящее от Наставника, такое Благословение будет воспринято учеником как одобрение его успехов. Тогда Шанкара сочинил ещё четыре стиха. Таким образом, всего их вышло числом тридцать один. Первоначально это небольшое собрание стихотворений было названо «Моха мудгара». До потомков же оно дошло под именем «Бхаджа Говинда» – «Гимны Говинде».

Ключевое слово во всех этих гимнах – мудхамати, что означает «глупец», то есть человек, не способный понять истинный смысл сказанного. В этой связи будет уместно задаться вопросом: кого здесь подразумевает Шанкара? На это Он Сам же и дает прекрасный ответ, который сформулирован во фразе «настико мудха удьяте», что значит «глупцом следует назвать неверующего», то есть того, кто не верит в Господа. Иначе их называют анатмавади – «отрицающий существование Атмы (Божественной сути каждого живого существа – прим. сост.)»...

...Теперь давайте поговорим о значении этого слова более подробно. Очень немногие из вас с полной искренностью готовы сказать: «Я не есть моё тело. Тело подвержено разрушению, оно всего лишь временная оболочка; я же сам не исчезну никогда, я – Бессмертное дитя Господа». С точки зрения повседневной жизни это положение может быть истолковано по-разному и вызвать множество вопросов. Например, человек может сказать себе: «В этой телесной оболочке я родился, я в ней существую – так отчего же я не могу распорядиться своим телом, как мне вздумается, ради своего удовольствия?» Вот вам один способ истратить свою жизнь. Здесь же присутствует ещё и другой момент. Скажем, я ведь сам прекрасно знаю, что мне нравится, а что нет. Причем же здесь Бог? Почему я должен верить в Него и ожидать от Него одобрения или неодобрения, чтобы сделать то, что мне хочется. Существует и другой, внешне противоположный этому подход. Некоторые полагают, что раз они платят аренду за жилье, платят за воду и электричество, платят налоги – словом, оплачивают все, что необходимо им в жизни, то при чем тут Вера в Бога, зачем им она? Это правда: они платят за дом, за воду, за свет, – за все, что им дается, за все, чем пользуются. Однако почему бы им не спросить себя, чем и как они платят Матери-земле за то, что она удовлетворяет все их нужды, создает все условия для того, чтобы они могли жить? Почему бы им не задать себе вопрос: чем расплачиваются они с Солнцем и Луною, с воздушной средой – со всем тем, что дает им возможность видеть и дышать? Эти Невидимые силы не получают от человека ничего взамен.

Ученые способны изучать и описывать свойства лишь тех природных материалов, которые уже существуют. Они могут разложить их на составляющие, реконструировать и воспроизвести, опираясь на уже известные им процессы. Но ни один ученый не в силах создать то, что не существовало бы первоначально. Может ли кто-либо, используя смесь кислорода и водорода, обеспечить нас всех водой? Может ли он создать естественный дождь там, где его нет в природе? Способен ли человек сам произвести кислород, который может ему понадобиться дополнительно для поддержания своих жизненных функций? Способны ли ученые сотворить Солнце и звезды – все что дает свет и энергию для поддержания человеческой жизни? Самое большее, чего они могут достичь, – это, соединив уже имеющиеся элементы, создать искусственно небольшое количество нового вещества. Однако под силу ли им создать из кислорода, воздуха и воды условия для поддержания жизни на Земле? Нет, не под силу, и это известно каждому. Эти условия сотворены Волею Господа и Его Благодатью. Человека, который проникся Верой в то, что Земля наша сотворена по Воле Господней и Его Благодатью, уже не назовешь мудхамати.

В некоторых городах, где ощущается нехватка питьевой воды, ученые заняты проблемой опреснения морской воды. Их попытки могут иметь успех, однако, не будь самого моря, они не смогли бы решать проблему питьевой воды этим способом. Таким образом, при тщательном рассмотрении получается, что изначальный элемент, Сам Источник жизни есть Творение Господа и ни одному ученому не дано создать Его. Каждый и них, независимо от таланта и знаний, может только манипулировать в пределах пяти первоначальных элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Господь проявляет Своё Могущество вне пределов этих пяти элементов, по ту сторону занавеса; человек – в границах пяти элементов. Пока человек в своей повседневной жизни привязан к этой пятиэлементной среде, для него остается недоступным Божественный аспект Параматма-таттвы (Божественного принципа каждого живого существа – прим. сост.). С другой стороны, все попытки, находясь в пределах этих пяти элементов, понять Господа, низведя это понимание до уровня человеческого бытия, будут пустой тратой времени. Только тот, кто проникнется Верой, что все пять элементов созданы по Воле Господа и Его Благодатью, может считать, что Верно воспринимает мир. Не способный понять и принять такое восприятие и есть мудхамати. Это означает, что пока вы не возжаждали Милости Божьей, пока вы в своём существовании целиком уповаете лишь на пятиэлементный мир, который окружает вас, до тех пор вас неизбежно ждут разочарования и сложности. Ваша жизнь будет потрачена впустую. От правды тут не уйти – вы проведете её как мудхамати.

Во втором четверостишии Шанкара говорит о том, что когда вы приближаетесь к смерти, то повторение правил грамматики вам не поможет. Больше всего на свете человек страшится смерти. Ибо предсмертные муки сравнимы разве что с теми, когда тысячи скорпионов впиваются в твоё тело. Шанкара хочет сказать, что в этот мучительный момент, которого все так страшатся, уже ничто, кроме мысли о Господе, не поможет вам. Именно в этом смысле он упоминает о повторении грамматических правил, желая объяснить, что в смертный час ваши земные знания вас не спасут.

(Продолжение следует...)

Бхагаван Шри Сатья Саи Баба
«Летние ливни в Бриндаване» 1973 год, глава 2.

 

Будьте Счастливы!

 

Архив рассылок САИПРЕС

 

Форма подписки на Рассылку САИПРЕСС

 

ОМ